Старинный поднос с изысканной лаковой росписью в стиле Шинуазри. Китай. XVIII век., Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
02.11.2024 в 19:48
Просмотров: 333 (+1)
ID: 12771747
75 000 ₽
На UniBO.ru c 16 ноября 2011
Всего объявлений: 128
Тип предложения
Продам
Адрес:
Россия, Санкт-Петербург
Старинный поднос с изысканной лаковой росписью в стиле Шинуазри. Китай. XVIII век.
Материалы: папье-маше, золото, коромандельский лак.
Размеры: 40 х 30 см.
В отличном коллекционном состоянии. Редкость!
Лаки художественные:
Изделия из дерева, папье-маше или металла, покрытые лаком и нередко украшенные декоративно плоскостной росписью, рельефной резьбой, инкрустацией, гравировкой. Главные художественные особенности Л. х. — блеск зеркальной полированной поверхности, контрасты цветов фона, росписи иинкрустации, а у резных лаков — мягкая светотеневая игра и сочность форм.
Л. х. известны со 2-го тыс. до н. э. в Китае, где в качестве материала для покрытий используется соклакового дерева (См. Лаковое дерево). Кит. Л. х. (чашки, вазы, шкатулки, мебель, архитектурные детали) из папье-маше, дерева, оклеенные материей или бумагой, проходят длительные операции грунтования, многократного покрытия лаком, сушки и полирования, чем достигается прочность и водонепроницаемость покрытия. В китайских Л. х. распространены многоплановая резьба по красному лаку (в Пекине), тончайшая роспись полихромными и золотыми (в состав которых входит золотой порошок) лаками по чёрному или цветному фону, роспись в прорезях чёрного фона («коромандельские лаки»), инкрустация перламутром, оловом или серебром. Для китайских Л. х. характерны изображения пейзажей, цветов, бытовых сцен. Ккитайским близки Л. х. Кореи, Японии, Индокитая. Во Вьетнаме и Лаосе наряду с декоративной лаковойживописью ка бытовых изделиях получила распространение и станковая. В Иране, Индии и ЦентральнойАзии (Герат) известны (особенно в 15—17 вв.) миниатюры, исполненные темперными красками на изделиях(шкатулки, пеналы) из папье-маше и покрытые лаком, главной составной частью которого является Сандарак.
Китайцы — нация не только тонко чувствующая прекрасное, но и весьма практичная. Они, как никто иной, умеют соединить красоту и функциональность. Одно из подтверждений тому: их лаковые изделия или просто, китайский лак.
Как правило, это изделия, основу которых, чаще всего, составляет деревянные заготовки, многократно покрытые слоями лака, сока так называемого «лакового древа»; которые могли быть как цветными, так и прозрачными в зависимости от дальнейшего художественного решения.
История добычи и использования лака ведет свое исчисление с шестого тысячелетия до н.э. Археологические находки, сделанные в разных регионах Китая и датированные 6-4 тыс. до. н.э., подтверждают, что этот вид искусства был широко распространен и освоен.
Признаюсь, мне сложно вообразить этот огромный пласт времени и соотнести его с искусностью тех мастеров.
Как любое древнее искусство, технология изготовления лакового изделия технологически длительна и сложна.
Следует отметить, что высохший лак имеет уникальные свойства устойчивости к воздействию влаги и воздуха, высоких температур (до 250 градусов), а также устойчив к кислотам и щелочам. Кроме того, сырой лак токсичен. Следовательно, обрабатываемая им поверхность консервируется, что добавляет полезных свойств конечному изделию.
По мере высыхания лака, его ядовитые свойства исчезают, что позволяло покрывать лаком всевозможные изделия, начиная от культовых и ритуальных предметов, в том числе относящихся к похоронным обрядам (саркофаги, гробы и прочий инвентарь); заканчивая женскими украшениями, шкатулками, зеркалами, посудой, мебелью и воинскими доспехами.
Как видим, эти уникальные свойства лака снискали применение и в декоративно-прикладном творчестве непосредственно, и в строительстве, и в оружейном деле.
Технологически производство лакового изделия делится на основные операции.
Во-первых, культивирование лакового дерева, сбор сока. Далее создание деревянной заготовки изделия. В качестве основы могли использовать форму из папье-маше, из керамики, металла или натянутого на раму шелка. Далее шло многослойное грунтование заготовки с жестким соблюдением условий влажности и температуры, и, конечно, сама художественная работа, которая с течением времени становилась все более разнообразной и искусной. Кстати, лаковое изделие, основой которому был шелк, называют «бестелесным лаком». На мой взгляд, название выражает суть великолепно!
Кроме прозрачного применялось до девяти цветов лака. Цветные лаки получали путем соединения прозрачного лака и порошков минералов или растений. В качестве цветовых пигментов брали истолченные киноварь, железо, кальций, мышьяк, марганец, кремний и сажу. Кроме того использовались порошки драгоценных металлов, в результате чего получали золотой и серебряный лак.
В настоящее время ученые выделяют девять основных видов китайских лаков по виду художественной работы: предметы с цветным лаковым покрытием, расписные лаки, рельефные, резные, инкрустированные, лаки с золотой гравировкой, экспортный или коромандельский лак (разноцветье), сухой лак.
Расписными лаками называют изделия одного цвета или многоцветными, с нанесенной росписью золотым, серебряным или иным лаком.
Рельефные лаки получают, формируя объемные изображения из массы содержащей лак и наполнители. Рельефный орнамент может быть фрагментарным или полным. После формирования рельефа, его часто покрывали золотым порошком и расписывали золотым лаком.
Под резными лаками понимаются изделия, декорированные резьбой по многослойному лаковому покрытию. В зависимости от предполагаемой глубины рельефа резьбы наносилось большое количество слоев лака. Существует полихромный и монохромный резной лак. Для получения разноцветного резного лакового изделия наносились разноцветные слои лака, которые высушивались и полировались. Далее создавалась резьба, где в зависимости от глубины прорезывания, орнамент имел разный цвет.
Инкрустированные лаки — это резной, а также прорезной, лак с применением инкрустации разноцветными лаковыми массами, древесиной, перламутром, фольгой или порошками драгоценных и черных металлов, драгоценных и поделочных камней и многого иного декоративного материала.
Золотая гравировка по лаку — это тонко вырезанный абрис орнамента и заполненный золотой или серебряной пудрой.
Коромандельский лак еще называют разноцветье. Первое понятие зародилось от названия полуострова, где располагался транзитный пункт торгового пути. В этой технике выполнялись в основном мебель и многостворчатые ширмы, основным цветом лака был черный, который инкрустировали золотом и перламутром и сочетали со сквозной ажурной резьбой.
В технике сухого лака в основном делали скульптуры. Заготовку обертывали шелком, пропитанным лаком, и формировали окончательный вид изделия. Далее наносились слои золотой или серебряной пудры и золотой или серебряный лак, в результате чего создавалось впечатление литого изделия из драгоценного металла.
Многочисленные войны и революции двух последних веков поставили под угрозу исчезновения это прекрасное искусство. Сейчас лучшие традиции китайского лакового искусства активно возрождается. В сувенирных лавочках Китая в основном встречаются изделия красного резного лака высокого качества, цены на которые очень высоки.
Материалы: папье-маше, золото, коромандельский лак.
Размеры: 40 х 30 см.
В отличном коллекционном состоянии. Редкость!
Лаки художественные:
Изделия из дерева, папье-маше или металла, покрытые лаком и нередко украшенные декоративно плоскостной росписью, рельефной резьбой, инкрустацией, гравировкой. Главные художественные особенности Л. х. — блеск зеркальной полированной поверхности, контрасты цветов фона, росписи иинкрустации, а у резных лаков — мягкая светотеневая игра и сочность форм.
Л. х. известны со 2-го тыс. до н. э. в Китае, где в качестве материала для покрытий используется соклакового дерева (См. Лаковое дерево). Кит. Л. х. (чашки, вазы, шкатулки, мебель, архитектурные детали) из папье-маше, дерева, оклеенные материей или бумагой, проходят длительные операции грунтования, многократного покрытия лаком, сушки и полирования, чем достигается прочность и водонепроницаемость покрытия. В китайских Л. х. распространены многоплановая резьба по красному лаку (в Пекине), тончайшая роспись полихромными и золотыми (в состав которых входит золотой порошок) лаками по чёрному или цветному фону, роспись в прорезях чёрного фона («коромандельские лаки»), инкрустация перламутром, оловом или серебром. Для китайских Л. х. характерны изображения пейзажей, цветов, бытовых сцен. Ккитайским близки Л. х. Кореи, Японии, Индокитая. Во Вьетнаме и Лаосе наряду с декоративной лаковойживописью ка бытовых изделиях получила распространение и станковая. В Иране, Индии и ЦентральнойАзии (Герат) известны (особенно в 15—17 вв.) миниатюры, исполненные темперными красками на изделиях(шкатулки, пеналы) из папье-маше и покрытые лаком, главной составной частью которого является Сандарак.
Китайцы — нация не только тонко чувствующая прекрасное, но и весьма практичная. Они, как никто иной, умеют соединить красоту и функциональность. Одно из подтверждений тому: их лаковые изделия или просто, китайский лак.
Как правило, это изделия, основу которых, чаще всего, составляет деревянные заготовки, многократно покрытые слоями лака, сока так называемого «лакового древа»; которые могли быть как цветными, так и прозрачными в зависимости от дальнейшего художественного решения.
История добычи и использования лака ведет свое исчисление с шестого тысячелетия до н.э. Археологические находки, сделанные в разных регионах Китая и датированные 6-4 тыс. до. н.э., подтверждают, что этот вид искусства был широко распространен и освоен.
Признаюсь, мне сложно вообразить этот огромный пласт времени и соотнести его с искусностью тех мастеров.
Как любое древнее искусство, технология изготовления лакового изделия технологически длительна и сложна.
Следует отметить, что высохший лак имеет уникальные свойства устойчивости к воздействию влаги и воздуха, высоких температур (до 250 градусов), а также устойчив к кислотам и щелочам. Кроме того, сырой лак токсичен. Следовательно, обрабатываемая им поверхность консервируется, что добавляет полезных свойств конечному изделию.
По мере высыхания лака, его ядовитые свойства исчезают, что позволяло покрывать лаком всевозможные изделия, начиная от культовых и ритуальных предметов, в том числе относящихся к похоронным обрядам (саркофаги, гробы и прочий инвентарь); заканчивая женскими украшениями, шкатулками, зеркалами, посудой, мебелью и воинскими доспехами.
Как видим, эти уникальные свойства лака снискали применение и в декоративно-прикладном творчестве непосредственно, и в строительстве, и в оружейном деле.
Технологически производство лакового изделия делится на основные операции.
Во-первых, культивирование лакового дерева, сбор сока. Далее создание деревянной заготовки изделия. В качестве основы могли использовать форму из папье-маше, из керамики, металла или натянутого на раму шелка. Далее шло многослойное грунтование заготовки с жестким соблюдением условий влажности и температуры, и, конечно, сама художественная работа, которая с течением времени становилась все более разнообразной и искусной. Кстати, лаковое изделие, основой которому был шелк, называют «бестелесным лаком». На мой взгляд, название выражает суть великолепно!
Кроме прозрачного применялось до девяти цветов лака. Цветные лаки получали путем соединения прозрачного лака и порошков минералов или растений. В качестве цветовых пигментов брали истолченные киноварь, железо, кальций, мышьяк, марганец, кремний и сажу. Кроме того использовались порошки драгоценных металлов, в результате чего получали золотой и серебряный лак.
В настоящее время ученые выделяют девять основных видов китайских лаков по виду художественной работы: предметы с цветным лаковым покрытием, расписные лаки, рельефные, резные, инкрустированные, лаки с золотой гравировкой, экспортный или коромандельский лак (разноцветье), сухой лак.
Расписными лаками называют изделия одного цвета или многоцветными, с нанесенной росписью золотым, серебряным или иным лаком.
Рельефные лаки получают, формируя объемные изображения из массы содержащей лак и наполнители. Рельефный орнамент может быть фрагментарным или полным. После формирования рельефа, его часто покрывали золотым порошком и расписывали золотым лаком.
Под резными лаками понимаются изделия, декорированные резьбой по многослойному лаковому покрытию. В зависимости от предполагаемой глубины рельефа резьбы наносилось большое количество слоев лака. Существует полихромный и монохромный резной лак. Для получения разноцветного резного лакового изделия наносились разноцветные слои лака, которые высушивались и полировались. Далее создавалась резьба, где в зависимости от глубины прорезывания, орнамент имел разный цвет.
Инкрустированные лаки — это резной, а также прорезной, лак с применением инкрустации разноцветными лаковыми массами, древесиной, перламутром, фольгой или порошками драгоценных и черных металлов, драгоценных и поделочных камней и многого иного декоративного материала.
Золотая гравировка по лаку — это тонко вырезанный абрис орнамента и заполненный золотой или серебряной пудрой.
Коромандельский лак еще называют разноцветье. Первое понятие зародилось от названия полуострова, где располагался транзитный пункт торгового пути. В этой технике выполнялись в основном мебель и многостворчатые ширмы, основным цветом лака был черный, который инкрустировали золотом и перламутром и сочетали со сквозной ажурной резьбой.
В технике сухого лака в основном делали скульптуры. Заготовку обертывали шелком, пропитанным лаком, и формировали окончательный вид изделия. Далее наносились слои золотой или серебряной пудры и золотой или серебряный лак, в результате чего создавалось впечатление литого изделия из драгоценного металла.
Многочисленные войны и революции двух последних веков поставили под угрозу исчезновения это прекрасное искусство. Сейчас лучшие традиции китайского лакового искусства активно возрождается. В сувенирных лавочках Китая в основном встречаются изделия красного резного лака высокого качества, цены на которые очень высоки.
Похожие объявления
43 000 ₽
27 000 ₽
35 000 ₽
Ещё ищут